Урок 12. «БЕЗГРАНИЧНОЕ ВЕЛИЧИЕ И СЛАДОСТЬ КРИШНЫ»

Автор: | 03.07.2015

Почему последние четыре качества Кришны названы сладостными (мадхурья)? Что это означает?

 Верховная Личность Бога, Бхагаван, может проявлять Себя в двух настроениях:

  • айшварья— Безграничное величие
  • мадхурья— Безграничная сладость

Кришна безгранично велик. Нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Но, в тоже время, Он исполнен безграничной сладости. Эти два настроения непостижимым образом одновременно присутствуют в Кришне, составляя Его все привлекающую красоту. И именно благодаря последним четырем качествам Кришны, мадхурья проявляется в безграничной степени:

  1. Рупа-мадхурья — Он обладает необыкновенной красотой, с которой не может сравниться ничто во всем творении.
  2. Вену-мадхурья — Своей игрой на флейте Он способен привлекать все живые существа во всех вселенных.
  3. Према-мадхурья — Он всегда окружен преданными, питающими необыкновенную спонтанную любовь к Нему.
  4. Лила-мадхурья — Он являет разнообразные чудесные игры (особенно в детстве).

Как мы уже упоминали в предыдущем уроке, эти четыре качества есть только у изначальной Личности Бога – Шри Кришны, который вечно пребывает в Своей трансцендентной обители Вриндаване. Для исполнения различных ролей Он выделяет из Себя различные экспансии, но Сам Он никогда не покидает Вриндавана. Там Он всегда занят Своими сладостными играми с гопи и другими обитателями Враджа.

Какие еще есть планеты в духовном мире, и в каких формах Господь проявляется там?

Духовный мир состоит из множества духовных планет, где Господь присутствует в Своих различных формах. Так возникает огромное разнообразие духовного мира и духовных взаимоотношений. И хотя все планеты духовного мира находятся на одном, духовном уровне, тем не менее, между ними есть также и различие. Это различие определяется тем, каким образом на них проявляются эти два настроения Господа, — айшварья и мадхурья. По мере того, как увеличивается мадхурья, — айшварья уменьшается. И чем больше проявляется сладость Господа, мадхурья, тем выше считается обитель Бога, ибо именно сладостные отношения приносят наибольшее счастье, как Кришне, так и Его преданным.

Ниже мы приводим перечень основных обителей Господа, которые расположены в порядке убывания аспекта мадхурьи в них:

  • Вриндавана – высшая обитель Кришны
  • Матхура – обитель Васудевы
  • Дварака – обитель Васудевы
  • Айодхья – обитель Господа Рамы
  • Вайкунтха – обитель Господа Нараяны

Итак, по мере того, как проявляется сладость Господа (мадхурья), ослабевает Его аспект величия (айшварья). Это не означает, однако, что Господь утрачивает свое величие. Нет, просто сладостный аспект Кришны скрывает Его величие, ибо является более привлекательным. Однако необходимо помнить, что, не поняв величия Кришны, невозможно понять Его сладостные игры. Чтобы правильно понять трансцендентную природу Господа, Шрила Прабхупада рекомендует нам сначала изучить «Бхагавад-гиту как она есть», затем последовательно изучить «Шримад-Бхагаватам», начиная с первой песни, и, затем «Шри Чайтанья Чаритамриту».

Настроение величия Господа царит на духовных планетах Вайкунтхах, где преданные поклоняются Ему как Верховному Господину. При этом они испытывают такие чувства, как благоговейный восторг, изумление и трепет перед Его великолепием. На этих планетах аспект мадхурьи Господа практически не проявляется.

В АйодхьеДвараке и Матхуре аспект сладости появляется и постепенно возрастает.

И только во Вриндаване, высшей обители Кришны, аспект мадхурьи проявлен настолько безгранично, что заставляет преданных забыть о Его величии, и позволяет проявить спонтанную любовь к Нему. Именно во Вриндаване Кришна находится в своей изначальной трансцендентной форме, украшенный всеми 64 качествами Верховной Личности Бога. Во всех остальных обителях Господь проявляется в различных формах, наделенных не более чем 60 качествами Верховной Личности Бога.

Почему отношения Господа с Его спутниками во Вриндаване доставляют большее счастье, чем на всех других планетах духовного мира?

Отношение к Богу как «безгранично великому» ограничивает отношения, ибо величие создает большую дистанцию между Ним и преданным. Однако во Вриндаване, где отношения строятся на основе спонтанной любви, возникают удивительно близкие отношения между Господом и Его преданными, не ограниченные чувством благоговения и почтения. Такие отношения проявляются в виде бесчисленных, исполненных сладости игр, являющихся источником безграничного счастья как для Самого Кришны, так и для Его преданных.

Как человек может постичь Кришну в Его высшей обители? Как достичь этой обители?

В Бхагавад-гите (8.6) Кришна формулирует важный закон:

йам йам вапи смаран бхавам

тйаджатй анте калеварам

там там эваити каунтейа

сада тад-бхава-бхавитах

«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни».

Несомненно, чтобы достичь Вриндаваны – человеку необходима милость Кришны и Его чистого преданного. Однако соблюдение сформулированного выше закона немаловажно для обретения этой милости. Итак, в зависимости от того, на каком бытие сосредоточен человек, этого состояния он и достигнет. Поэтому, чтобы достичь высшего состояния бытия в высшей обители Кришны, Вриндаване, необходимо сосредоточить свое внимание на имениформекачествах и играх Кришны, Верховной Личности Бога.

  • Вот что по этому поводу пишет Шрила Прабхупада в комментарии к Бхагавад-гите65:

«…Здесь особо подчеркнуто, что человек должен сосредоточить свой ум на Кришне в образе прекрасного юноши с двумя руками, держащими флейту, с кожей темно-синего цвета и с павлиньим пером в волосах. Описания облика Кришны приводятся в «Брахма-самхите» и других ведических произведениях. Нужно сосредоточить ум на изначальном образе Личности Бога, Кришне, и не отвлекаться даже на другие формы Господа. Господь принимает бесконечное множество разнообразных образов: Вишну, Нараяны, Рамы, Варахи и т.д., но преданный должен сосредоточить свой ум на том образе, который лицезрел Арджуна. Сосредоточение ума на образе Кришны составляет самую сокровенную часть знания, и Кришна сейчас открывает ее Арджуне как Своему самому близкому другу».

  • Также в комментарии к Бхагавад-гите(8.6) Шрила Прабхупада утверждает:

«…чтобы в конце жизни достичь высшего состояния бытия, лучше всего повторять

 ХАРЕ  КРИШНА    ХАРЕ  КРИШНА          КРИШНА  КРИШНА    ХАРЕ  ХАРЕ

ХАРЕ  РАМА    ХАРЕ  РАМА         РАМА  РАМА    ХАРЕ  ХАРЕ»

У Бога есть много различных имен. Если человек будет повторять другие имена Бога, — какого результата он достигнет при этом?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.